Сравнительная характеристика методик оценки инновационного потенциала предприятия
четверг
В соответствии с «рыночной концепцией», используемой в практике зарубежного бизнеса, под потенциалом любого предприятия понимают состав его ресурсов - трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении организации и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода. Под инновационным потенциалом предприятия понимаются ресурсные возможности организации при ее развитой инновационной культуре создавать с помощью соответствующей инфраструктуры благоприятную экономическую среду для инновационного развития.
Предприятия с более высоким достигнутым уровнем производства обладают более высоким инновационным потенциалом, а лучшими показателями инновационного потенциала являются те, которые характеризуют процессы обновления, протекающие на предприятии в данный момент: коэффициент выбытия оборудования, коэффициент обновления активной части основных производственных фондов, уровень ввода морально новой техники, уровень затрат на капитальный ремонт и т.д. Однако они ориентированы на оценку существующего состояния предприятия.
В основу показателей уровня инновационного потенциала предприятия должны быть положены такие способы расчета, которые позволяли бы оценить его восприимчивость к будущим техническим нововведениям, то есть, отражали бы возможности дальнейшего развития предприятия. Сложность оценки инновационного потенциала в такой постановке вопроса состоит в том, что в настоящее время отсутствуют методические разработки в данной области.
Таким образом, можно предположить, что оценка инновационного потенциала должна строиться на основе двух групп показателей:
- показателей, характеризующих достигнутый предприятием уровень технико-экономического развития и отражающих необходимое условие его инновационной деятельности;
- показателей, определяющих возможности предприятия к дальнейшему развитию и являющихся достаточным условием инновационного процесса.
Оценка инновационного потенциала предприятия проводится для решения следующих задач:
- определение уровня инновационного потенциала и его влияния на экономику предприятия;
- определение и сравнение уровней составляющих потенциала с целью выявления основных направлений его развития;
- совершенствование управления инновационным потенциалом;
- определение взаимосвязи между мероприятиями по развитию инновационного потенциала и очередности их внедрения на предприятия.
В работе рассмотрены следующие методики оценки инновационного потенциала: индикаторный метод и методика анализа факторов, определяющих восприимчивость предприятия к инновациям.
Индикаторный метод.
На первом этапе рассчитываются частные индикаторы, характеризующие уровень каждого компонента инновационного потенциала.
Компонентами инновационного потенциала могут быть: научный потенциал, потенциал инновационного менеджмента, инвестиционно - инновационный потенциал, кадровый потенциал, производственный потенциал и потенциал инновационного маркетинга.
Для оценки научного потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес затрат на исследования и разработки в объеме затрат на инновационную деятельность; удельный вес текущих затрат на исследования и разработки в объеме затрат на исследования и разработки; удельный вес капитальных затрат на исследования и разработки в объеме затрат на исследования и разработки; удельный вес внедренных рационализаторских предложений; удельный вес работников, имеющих ученую степень; удельный вес новшеств, доведенных до реализации; удельный вес собственных внедренных новшеств в общем объеме внедренных разработок.
Оценить потенциал инновационного менеджмента позволяет расчет: удельного веса инновационных менеджеров в общей численности руководителей; удельного веса затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность в объеме затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность.
Для оценки инновационно - инвестиционного потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес средств, направляемых на инновационную деятельность в общем объеме инвестиций; удельный вес заемных средств, направляемых на инновационную деятельность в общем объеме заемных средств.
Оценить производственный потенциал позволяет расчет: соотношения затрат на инновационную деятельность и объема инновационной продукции; удельного веса затрат на инновационную деятельность в объеме затрат на товарную продукцию; удельного веса объема инновационной продукции в объеме товарной продукции; удельного веса затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на технологическую инновационную деятельность; удельного веса капитальных затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на технологическую инновационную деятельность; удельного веса затрат на конструкторскую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на конструкторскую инновационную деятельность в объеме затрат на конструкторскую инновационную деятельность; удельного веса капитальных затрат на конструкторскую инновационную деятельность.
Для оценки кадрового потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес персонала, занятого в инновационной сфере в численности всего персонала; удельный вес работающих, прошедших профессиональную подготовку и повысивших свою квалификацию; удельный вес производственного персонала, имеющего необходимую для внедрения инновации квалификацию; удельный вес работников, совмещающих профессии.
Оценить потенциал инновационного маркетинга позволяет расчет: удельного веса специалистов - маркетологов, занимающихся инновациями; объема затрат на продвижение инновационной продукции в общем объеме затрат на продвижение продукции; удельного веса затрат на рекламу инновационной продукции в общем объеме затрат на рекламу; удельного веса затрат на инновационную маркетинговую деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность.
На втором этапе находятся уровни отдельных компонентов инновационного потенциала предприятия как вычисление корня из произведения частных индикаторов, характеризующих отдельные компоненты инновационного потенциала предприятия.
На третьем этапе находится обобщенный уровень инновационного потенциала предприятия как отношение суммы произведений уровня отдельного компонента инновационного потенциала и соответствующего ему веса к сумме весов компонентов инновационного потенциала предприятия.
Индикаторная методика характеризует уровень инновационного потенциала предприятия и помогает руководству оценить сложившееся состояние дел, выявить резервы повышения потенциала и выбрать приоритетные направления его развития, если период характеризуется более или менее стабильными условиями развития.
Данная методика позволяет определить:
- уровень инновационного потенциала на предприятии за отчетный период;
- средний темп роста уровня инновационного потенциала;
- средний уровень инновационного потенциала по ряду предприятий за отчетный период.
Методика анализа факторов, определяющих восприимчивость предприятия, к инновациям базируется на применении неформализованных методов, в основе которых лежат экспертные оценки. Согласно методике выявляются факторы, определяющие восприимчивость предприятия к инновациям. Затем происходит оценка уровня каждого фактора экспертами. Определяется средневзвешенная обобщенная оценка восприимчивости предприятия к инновациям.
Восприимчивость (чувствительность) предприятия к инновациям - это способность к быстрому и эффективному освоению новшества, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса. На нее влияют экономические, организационные, психологические, социальные, технические и многие другие факторы.
Методика предполагает три этапа:
1. Выявление факторов, определяющих восприимчивость предприятия к инновациям.
2. Анализ факторов, определяющих восприимчивость предприятия.
3. Расчет обобщающего показателя восприимчивости предприятия к инновациям.
Анализа факторов проводится экспертами. Экспертные (оценочные) или эвристические методы основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов - экспертов, интуиции. Необходимо, чтобы условия опроса создавали возможность получения наиболее достоверных оценок. Каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с помощью какого-либо приема эти оценки объединяются в одну обобщенную (согласованную) оценку.
Если речь идет о вероятности какой-либо гипотезы и i-й эксперт указывает для этой вероятности число Рi, то средневзвешенная обобщенная оценка вычисляется как отношение суммы произведений оценки уровня восприимчивости предприятия к инновациям, полученные соответственно от каждого эксперта и веса, приписываемого этому эксперту к сумме весов, приписываемых каждому эксперту.
Вес эксперта определяется с учетом квалификации, эрудиции, должности, ученой степени.
Оценка факторов может быть осуществлена по следующей системе:
0 - низкий уровень;
0,25 - уровень выше низкого;
0,50 - средний уровень;
0,75 - уровень выше среднего;
1,0 - высокий уровень.
Высокий уровень восприимчивости предприятия к инновациям отражает способность предприятия активно проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, наличие инновационно - ориентированной организационной структуры, способной эффективно управлять инновационным процессом, наличие высококвалифицированных творчески мыслящих специалистов, способных проводить инновационную деятельность.
Средний уровень восприимчивости предприятия к инновациям показывает способность предприятия проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, осуществление управления инновационным процессом традиционной организационной структурой, наличие специалистов, способных проводить инновационную деятельность, не высокая обеспеченность инвестиционными ресурсами инновационных проектов, способность проводить исследования рыночной конъюнктуры.
Низкий уровень восприимчивости предприятия к инновациям характеризует полную неспособность предприятия проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, отсутствие инновационно - ориентированной организационной структуры, способной эффективно управлять инновационным процессом, отсутствие специалистов, способных проводить инновационную деятельность, недостаточную обеспеченность инвестиционными ресурсами инновационных проектов, неспособность проводить исследования рыночной конъюнктуры.
При использовании разнообразных комбинаций методов управления, форм стимулирования и организации труда работников, возникает потребность исследования возможностей предприятия на предмет быстрого и эффективного освоения новшеств, т.е. восприимчивости предприятия к инновациям. По результатам применения данной методики можно дать оценку уровню восприимчивости предприятия к инновациям как низкий, средний и высокий.
Предприятия с более высоким достигнутым уровнем производства обладают более высоким инновационным потенциалом, а лучшими показателями инновационного потенциала являются те, которые характеризуют процессы обновления, протекающие на предприятии в данный момент: коэффициент выбытия оборудования, коэффициент обновления активной части основных производственных фондов, уровень ввода морально новой техники, уровень затрат на капитальный ремонт и т.д. Однако они ориентированы на оценку существующего состояния предприятия.
В основу показателей уровня инновационного потенциала предприятия должны быть положены такие способы расчета, которые позволяли бы оценить его восприимчивость к будущим техническим нововведениям, то есть, отражали бы возможности дальнейшего развития предприятия. Сложность оценки инновационного потенциала в такой постановке вопроса состоит в том, что в настоящее время отсутствуют методические разработки в данной области.
Таким образом, можно предположить, что оценка инновационного потенциала должна строиться на основе двух групп показателей:
- показателей, характеризующих достигнутый предприятием уровень технико-экономического развития и отражающих необходимое условие его инновационной деятельности;
- показателей, определяющих возможности предприятия к дальнейшему развитию и являющихся достаточным условием инновационного процесса.
Оценка инновационного потенциала предприятия проводится для решения следующих задач:
- определение уровня инновационного потенциала и его влияния на экономику предприятия;
- определение и сравнение уровней составляющих потенциала с целью выявления основных направлений его развития;
- совершенствование управления инновационным потенциалом;
- определение взаимосвязи между мероприятиями по развитию инновационного потенциала и очередности их внедрения на предприятия.
В работе рассмотрены следующие методики оценки инновационного потенциала: индикаторный метод и методика анализа факторов, определяющих восприимчивость предприятия к инновациям.
Индикаторный метод.
На первом этапе рассчитываются частные индикаторы, характеризующие уровень каждого компонента инновационного потенциала.
Компонентами инновационного потенциала могут быть: научный потенциал, потенциал инновационного менеджмента, инвестиционно - инновационный потенциал, кадровый потенциал, производственный потенциал и потенциал инновационного маркетинга.
Для оценки научного потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес затрат на исследования и разработки в объеме затрат на инновационную деятельность; удельный вес текущих затрат на исследования и разработки в объеме затрат на исследования и разработки; удельный вес капитальных затрат на исследования и разработки в объеме затрат на исследования и разработки; удельный вес внедренных рационализаторских предложений; удельный вес работников, имеющих ученую степень; удельный вес новшеств, доведенных до реализации; удельный вес собственных внедренных новшеств в общем объеме внедренных разработок.
Оценить потенциал инновационного менеджмента позволяет расчет: удельного веса инновационных менеджеров в общей численности руководителей; удельного веса затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность в объеме затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность.
Для оценки инновационно - инвестиционного потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес средств, направляемых на инновационную деятельность в общем объеме инвестиций; удельный вес заемных средств, направляемых на инновационную деятельность в общем объеме заемных средств.
Оценить производственный потенциал позволяет расчет: соотношения затрат на инновационную деятельность и объема инновационной продукции; удельного веса затрат на инновационную деятельность в объеме затрат на товарную продукцию; удельного веса объема инновационной продукции в объеме товарной продукции; удельного веса затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на технологическую инновационную деятельность; удельного веса капитальных затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на технологическую инновационную деятельность; удельного веса затрат на конструкторскую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на конструкторскую инновационную деятельность в объеме затрат на конструкторскую инновационную деятельность; удельного веса капитальных затрат на конструкторскую инновационную деятельность.
Для оценки кадрового потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес персонала, занятого в инновационной сфере в численности всего персонала; удельный вес работающих, прошедших профессиональную подготовку и повысивших свою квалификацию; удельный вес производственного персонала, имеющего необходимую для внедрения инновации квалификацию; удельный вес работников, совмещающих профессии.
Оценить потенциал инновационного маркетинга позволяет расчет: удельного веса специалистов - маркетологов, занимающихся инновациями; объема затрат на продвижение инновационной продукции в общем объеме затрат на продвижение продукции; удельного веса затрат на рекламу инновационной продукции в общем объеме затрат на рекламу; удельного веса затрат на инновационную маркетинговую деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность.
На втором этапе находятся уровни отдельных компонентов инновационного потенциала предприятия как вычисление корня из произведения частных индикаторов, характеризующих отдельные компоненты инновационного потенциала предприятия.
На третьем этапе находится обобщенный уровень инновационного потенциала предприятия как отношение суммы произведений уровня отдельного компонента инновационного потенциала и соответствующего ему веса к сумме весов компонентов инновационного потенциала предприятия.
Индикаторная методика характеризует уровень инновационного потенциала предприятия и помогает руководству оценить сложившееся состояние дел, выявить резервы повышения потенциала и выбрать приоритетные направления его развития, если период характеризуется более или менее стабильными условиями развития.
Данная методика позволяет определить:
- уровень инновационного потенциала на предприятии за отчетный период;
- средний темп роста уровня инновационного потенциала;
- средний уровень инновационного потенциала по ряду предприятий за отчетный период.
Методика анализа факторов, определяющих восприимчивость предприятия, к инновациям базируется на применении неформализованных методов, в основе которых лежат экспертные оценки. Согласно методике выявляются факторы, определяющие восприимчивость предприятия к инновациям. Затем происходит оценка уровня каждого фактора экспертами. Определяется средневзвешенная обобщенная оценка восприимчивости предприятия к инновациям.
Восприимчивость (чувствительность) предприятия к инновациям - это способность к быстрому и эффективному освоению новшества, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса. На нее влияют экономические, организационные, психологические, социальные, технические и многие другие факторы.
Методика предполагает три этапа:
1. Выявление факторов, определяющих восприимчивость предприятия к инновациям.
2. Анализ факторов, определяющих восприимчивость предприятия.
3. Расчет обобщающего показателя восприимчивости предприятия к инновациям.
Анализа факторов проводится экспертами. Экспертные (оценочные) или эвристические методы основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов - экспертов, интуиции. Необходимо, чтобы условия опроса создавали возможность получения наиболее достоверных оценок. Каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с помощью какого-либо приема эти оценки объединяются в одну обобщенную (согласованную) оценку.
Если речь идет о вероятности какой-либо гипотезы и i-й эксперт указывает для этой вероятности число Рi, то средневзвешенная обобщенная оценка вычисляется как отношение суммы произведений оценки уровня восприимчивости предприятия к инновациям, полученные соответственно от каждого эксперта и веса, приписываемого этому эксперту к сумме весов, приписываемых каждому эксперту.
Вес эксперта определяется с учетом квалификации, эрудиции, должности, ученой степени.
Оценка факторов может быть осуществлена по следующей системе:
0 - низкий уровень;
0,25 - уровень выше низкого;
0,50 - средний уровень;
0,75 - уровень выше среднего;
1,0 - высокий уровень.
Высокий уровень восприимчивости предприятия к инновациям отражает способность предприятия активно проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, наличие инновационно - ориентированной организационной структуры, способной эффективно управлять инновационным процессом, наличие высококвалифицированных творчески мыслящих специалистов, способных проводить инновационную деятельность.
Средний уровень восприимчивости предприятия к инновациям показывает способность предприятия проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, осуществление управления инновационным процессом традиционной организационной структурой, наличие специалистов, способных проводить инновационную деятельность, не высокая обеспеченность инвестиционными ресурсами инновационных проектов, способность проводить исследования рыночной конъюнктуры.
Низкий уровень восприимчивости предприятия к инновациям характеризует полную неспособность предприятия проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, отсутствие инновационно - ориентированной организационной структуры, способной эффективно управлять инновационным процессом, отсутствие специалистов, способных проводить инновационную деятельность, недостаточную обеспеченность инвестиционными ресурсами инновационных проектов, неспособность проводить исследования рыночной конъюнктуры.
При использовании разнообразных комбинаций методов управления, форм стимулирования и организации труда работников, возникает потребность исследования возможностей предприятия на предмет быстрого и эффективного освоения новшеств, т.е. восприимчивости предприятия к инновациям. По результатам применения данной методики можно дать оценку уровню восприимчивости предприятия к инновациям как низкий, средний и высокий.
автор Karina at 23:31 | комментировать
